Китайские иероглифы – великое и древнее искусство

ieroglif

Китайские иероглифы

Китайский язык и иероглифы

Китайские иероглифы относятся к древней группе форм письменности. Пожалуй, ни одна другая форма письма в мире не содержит в себе одновременно таинственность и красоту и не воспринимается так гармонично, как китайские иероглифы. Там каждый знак таит в себе древнюю историю, а его созерцание восхищает и завораживает. Каждый из них в отдельности и вместе создает витиеватый графический рисунок, который ни за что не прочесть, не понимания значения и смысла каждой отдельной черты.

Кроме того, что иероглифы повлияли на становление цивилизации китайского государства, они внесла неоценимый вклад в развитие мировой письменной культуры.

Благодаря раскопкам было установлено, что первым памятникам китайского письма уже больше 6000 лет. По виду начертательные знаки не были теми иероглифами, что существует в наше время, но, безусловно, черточки, входившие в знаки, очень напоминали элементы современной знаковой системы.

Письменность оформилась окончательно только в 16 веке во время правления династии Шан. Именно этим историческим периодом ученые датируют найденные ими панцири черепах, на которых изображены иероглифические знаки.

Китайская письменность является одновременно идеографической и слоговой, то есть каждый знак имеет свое начертание (изображение) и слоговое звучание. Как правило, значение одного такого символа может быть целое слово или же словообразовательная часть.

Иероглифы являются официальной формой письменности в Китае, Сингапуре, Гонконге, и на острове Тайвань, а также используется во Вьетнаме, Таиланде, Камбодже, Индонезии и ряде других стран.

Любопытным фактом является то, что издревле и до начала 19 века, иероглифы записывались вертикально и читались сверху вниз и справа налево. В наше время строчное письмо и чтение слева направо стали нормой.

Как же китайцы смогли сберечь свою письменность?

Прежде всего, это связано с природой самого языка, ведь в нем слова образуются при помощи добавления к их основе частиц, которые несут грамматическую и смысловую нагрузку. А такой фактор, как полное отсутствие привязки написания к звучанию слов, также помог уберечь знаковое письмо от гибели. Вследствие таких благоприятных условий иероглифы передались ближним народам, что позволило письму приобрести своего рода международное значение. И по сей день, в Китае язык в своем письменном виде универсален, ведь одни и те же записанные слова, хоть и имеют разное звучание в зависимости от диалекта, все же едины по значению.

История появления китайской письменности

Ученые так до этого дня и не смогли установить точной даты появления иероглифов. В Китае существует легенда о том, что письменность 4000 лет тому назад стала изобретением императорского историка Цан Цзе, который за начертательную основу использовал природу, в частности горные рельефы, изгибы рек и следы животных. Согласно легенде, на землю после этого снизошло благословение, а люди стали открывать законы природы.

Основой, послужившей для формирования иероглифического письма, стали рисунки, через которые в буквальном виде передавалась форма объектов окружающего мира. Такая письменность прошла через этап схематизации, который и превратил с течением времени изображение в иероглиф, заключавшего в себе только значение того или иного объекта или понятия.

    В наше время иероглифы в разных странах представлены в трех видах

  • сокращенный вариант в Японии,
  • упрощенная система в самом Китае, Гонконге и Сингапуре,
  • традиционный, который сохраняет свои позиции на острове Тайвань, в Корее, Канаде и США.

Переход на упрощенный вариант состоялся еще в 50-х годах 20 века.

Можно ли из этого сделать вывод, что иероглифы больше не развиваются? В то время как большинство людей предпочло перейти на более простую систему письменности, в некоторых регионах КНР, как оказывается, появляются новые иероглифы, но носят они исключительно локальный характер и не входят в словарь.

Кроме того, в начале 20 века для китайского языка создали латинскую транскрипцию (пиньинь). Согласно этой системе, над слогами ставятся специальные диакритические знаки, которые указывают тон при произношении (ровный, нисходящий, восходящий, и нисходяще-восходящий). Хотя изначально это нововведение не получило распространения, в последнее время наблюдается повышенный интерес к латинизации фонетики языка. Также, был разработан фонетический алфавит (чжуинь дзыму), где основой послужили схематические иероглифы или же их элементы, которые передают звучание.

Количество иероглифов в современном китайском языке

В процессе развития языка число знаков и их начертание менялось. Точное их количество до сих не подсчитано, но средним числом считается 50000 знаков. В других источниках сообщается, что их максимальное число составляет около 70000. Из всего великого многообразия иероглифов в активном использовании находятся лишь приблизительно от 4000 до 7000 знаков.

А сколько же иероглифов знает обычный носитель языка? В среднем это несколько тысяч знаков. Минимальным уровнем знаний считается умение понимать и употреблять от 1500 до 3500 символов (позволяет читать китайские газеты). В полной мере иероглифика находит свое применение лишь в литературе.

Например, знание 7000 знаков дает возможность оценить мудрость Конфуция в оригинале.

Особенности построения иероглифов

Учитывая, что связи между изображением знака и его звучанием не существует, чтобы запомнить начертание символа, нужно учиться воспринимать иероглифы через ассоциативное мышление. Учиться говорить и писать на китайском языке – не одно и то же. Чтобы ознакомиться с письменной системой языка, следует в первую очередь изучить основные составные элементы, которые складываются в знак.

Всего существует около 200 таких «строительных» символов (ключи), которые не обладают вне иероглифа собственным значением. К основным элементам относятся горизонтальная и вертикальная черта, ломаная линия, точка, крючок, и откидные линии вправо и влево. Составные элементы, записанные в определенном порядке, формируют графему, которая может быть полноценным иероглифом или же составной частью сложного знака (несколько объединенных графем).

Самые маленькие иероглифы состоят из одного символа, а самые большие насчитывают в своем составе до 300 символов. Самые употребляемые 2000 иероглифов состоят из 11 символов и их запоминание требует от человека достаточно больших усилий.

На правильное изображение иероглифа влияет направление письма. Для написания горизонтальных элементов, рука пишущего должна непременно двигаться слева направо и сверху вниз, а для вертикального символа – сверху вниз. Кроме того, нужно помнить, что вертикальные линии знака прописываются прежде горизонтальных элементов. Еще примечательно, что при начертании сложного иероглифа сначала прорисовываются боковые элементы, а центральные пишутся в конце.

В целом в иероглифику были выведены шесть закономерных правил, согласно которым можно научиться толковать значения знаков. Данная классификация была разработана еще во 2 веке Сюй Шенем в труде под названием «Толкование иероглифов». Он до сих пор не потерял своей актуальности.

    Рассмотрим эти категории более подробно:

  • Пиктограммная – в основе таких иероглифов лежит символичность знаков. Ввиду этой особенности понимание таких знаков затруднено. В китайском языке достаточно много слов, которые записываются подобным образом, но они не составляют самую численную группу.
  • Изобразительная – как подсказывает само название, знак, который мы видим перед собой напрямую отражает изображенное понятие. Эта категория иероглифов малочисленна по причине своей естественной ограниченности, так как она не может отразить сложные понятия и явления.
  • Идеографическая – данная группа слов в построении иероглифов опирается на применение нескольких знаков (минимум два) для того, чтобы создать одно слово. При этом происходит смешивание их значений в одно новое.
  • Фонограммная – это категория, которая доказала свою действенность на практике. Новые иероглифы формируются путем объединения смысловой ключевой и звучания слова. Таким образом, используя лишь одну смысловую основу, к которой добавляют звуковые знаки, удается создавать новые иероглифы. На данный момент около 80% всех знаков в китайском языке были образованы таким способом.
  • Заимствованная и вариантная — иероглифы данных групп формируются исключительно за счет перестановки порядка составных знаков.

Произношение в китайском языке

Китайский язык характеризуется одним любопытным фактом – как таковых слов в нем очень и очень мало, если учесть его слоговую структуру. Устная речь передается при помощи четырех тонов, каждый из которых меняет значение слога, и различных слоговых сочетаний. Человеку у которого слух не приучен улавливать такие тонкости в интонации, будет трудно понять смысл сказанного. Интересно, что такое строение языка в определенных случаях может вызвать сложности восприятия на слух даже у самих его носителей. В частности это касается поэзии, для создания которой употребляют нестандартные правила складывания знаков, а, значит, понять смысл такого произведения можно лишь увидев его в письменном виде.

То, что для человека несведущего в китайском языке кажется ужасно сложным и невозможным для восприятия, становится со временем понятным. Тот, кто изучает иероглифы, с течением времени оттачивает зрительное восприятие знаков и может их хорошо запоминать и различать. Кроме того, учась понимать устный язык, человек оттачивает музыкальность слуха. Одним словом, китайцы сумели так построить свой язык, что его познание развивает в человеке прекрасное и учит его гармонировать с окружающим миром.

Каллиграфия – тонкое искусство письма

каллиграфия

Урок каллиграфии

Как трудно иногда оторвать взгляд от написанного иероглифа, в котором смысл заключен наравне с эстетическим компонентом. Правильное начертание, которое соединяло бы в себе правильность и настрой, всегда требовало многолетней сноровки и умения обращаться с мягкой кистью.

В основе искусства каллиграфии лежит нечто большее, чем просто аккуратно выполненный рисунок. В его изображении непременно должна присутствовать некая живость. Чтобы добиться подобного эффекта требуется отличное умение работать кистью — ни единый штрих не должен выходить за установленные рамки, все его части должны гармонировать между собою. Этот принцип также лежит в основе китайского изобразительного искусства. Очень часто их сопоставляют с танцем. Эту связь хорошо демонстрирует один исторический случай времен правления династии Тан. Мастер скорописи очень любил наблюдать за танцами с использованием мечей, а затем пытался сообщить иероглифам дух увиденных им сцен.

В Китае всегда считалось, что мастер каллиграфии оставляет свой отпечаток взгляда на жизнь, когда записывает знаки, а также то, что через них можно постичь душу человека. Существовали очень строгие правила написания иероглифов, включая четко установленный размер знака, принципы начертания его элементов и т.д.

Кроме того, благодаря этому в каллиграфии свое рождение получила особая форма изобразительного искусства, прочно вошедшая в китайскую культуру и почитаемая до сих пор. Было положено начало художественной формы, которая соединяла бы в себе поэтическое искусство, подчеркнутое каллиграфическим начертанием стиха и самим изображением.

Ниже смотрите как научиться быстро запоминать и писать иероглифы.

Для самостоятельного отдыха в Тайланде.

Похожие статьи